
Содержание
- Проблемы с водой в Крыму остаются актуальными
- В Крыму большие сложности с опреснением воды
В Крыму продолжаются проблемы с питьевой водой. Их обсуждали еще в июне в рамках собрания «Крымской идеи»:
— Мы обговорили ситуацию с проблемой водообеспечения восточного Крыма и направили запрос в профильное российское ведомство по вопросу водообеспечения полуострова в целом. К нашему удивлению, в ответе сказано, что в других регионах Крыма проблем с водой нет, — сказал тогда правозащитник Абдурешит Джеппаров.
Правозащитник подал запрос, и российская власть полуострова ответила так:
— Обеспечение населенных пунктов полуострова осуществляется из поверхностных водных объектов – водохранилищ естественного стока и водохранилищ, наполняемых из системы Северо-Крымского канала, а также из подземных источников. Водоснабжение центрального, северного и западного Крыма осуществляется из подземных источников, дебет которых постоянен и не зависит от времени года. Дефицита водных ресурсов для водоснабжения населенных пунктов данных регионов нет.
Проблемы с водой в Крыму остаются актуальными
По словам Ильми Умерова:
— Проблема водоснабжения в регионах, куда не доходит днепровская вода, существовала всегда. Воды в реках Алма, Кача и Бельбек на полив не всегда хватает. Особенно в долине Алмы – там экологическая ситуация вообще катастрофическая. Страдает не только сельское хозяйство, но и местная фауна и флора. Специалисты предлагали построить новое водохранилище недалеко от Партизанского, которое снабжает Симферополь. В Ялте воды не хватает всегда, почти всю питьевую воду берут из Бахчисарайского района, Загорского и Счастливенского водохранилищ, находящихся на балансе Ялтинского водоканала. Севастополь тоже значительную часть воды получает из Бахчисарая. Восемь скважин Вилинского водозабора и мощные насосы круглые сутки подают воду на северную часть Севастополя. Кстати на Бахчисарай работает всего две скважины. Так что проблема есть не только в восточном, северном и западном Крыму, но и в южном, и даже в центральном.
Тем временем один из общественников сказал, что нельзя откачивать подземную пресную воду постоянно:
— Природа не терпит пустоты. Преступно откачивая подземную пресную воду для нужд производства, ее запасы под землей меняют на воду морскую.
В Ялте и Симферополе происходят перебои с водой:
— Буквально неделю назад воду отключали полностью в Ялте на улице Дражинского. Пару дней. В Симферополе сестра упоминала на днях, что воды не было, отключали на несколько дней. Значит, речь идет не только о восточной части Крыма. Все это происходит безо всякого уведомления или объяснения, людей не ставят в известность. Продолжение практически любой ситуации, где проблему не озвучивают, а пытаются тихо «решить». Как в Ялте в разгар сезона можно совсем отключить воду? Безответственность властей поражает воображение. А проблема решения не найдет до тех пор, на мой взгляд, пока не будет широко обсуждаться. Необходимо понимание, что любая проблема только усугубляется в отсутствие гласности и поиска настоящего решения.
По мнению активиста Дмитрия Кисиева, власть полуострова использует не все возможности, чтобы улучшить ситуацию в водоснабжением:
— Проблема водоснабжения всегда присутствовала в Крыму. Отключение в некоторых городах и труднодоступных районах воды после полуночи – не нормальное явление. А сейчас стоит куда более серьезный вызов – перераспределение и использования питьевой воды для сельского и промышленного хозяйства в условиях, когда нет ни технологий для этого, ни электроэнергии, которая может обеспечить бесперебойный сбор и очистку из скважин или опреснение морской воды. Электроэнергии тоже не хватает, и время от времени электричество отключают на несколько часов. Недостаточно знать опыт развитых стран по решению похожих проблем. Нужна методичная работа. Если серьезно заниматься этим вопросом, то следует усовершенствовать и развивать водную инфраструктуру, стимулировать водоснабжающие предприятия; не требовать с них в срочном порядке погасить долги, а, наоборот, предлагать первое время налоговые уступки и льготы для развития технологий и модернизации.
А Георгий Аксенов, его коллега, уверен, что власть не может решить проблемы:
— Как говорил незабвенный Остап Бендер, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. В Крыму есть резервы – например, Красная пещера в Симферопольском районе. Внутри пещеры течет бурная, мощная река чистейшей воды. Частично она создает водопад, а большая часть уходит куда-то в преисподнюю. Cреднегодовой расход этой реки составляет 0,1 кубометр в секунду. Теперь представьте, если устроить забор этой воды и направить ее в Симферопольское водохранилище и далее по руслу реки Салгир, которое пересекает Северо-Крымский канал. Конечно, для этого дела надо устроить забор воды, наверное, понадобится подкачка, надо проложить трубопровод, очистить и привести в порядок русло реки Салгир. На все это нужны деньги, и если бы в Крыму была власть хозяев, а не временщиков, да еще и нечистых на руку, они бы в первую очередь занялись снабжением водой, а не строили дорогущий, совершенно не нужный аэропорт.
Абдурешит Джеппаров напомнил о сокращении пресной воды:
— Побывал в сентябре на Тайганском водохранилище, на реке Биюк-Карасу – воды очень мало. Тайганское водохранилище уже вряд ли восстановится, а некогда полноводная Биюк-Карасу обмелела как никогда. То есть водные ресурсы Крыма сильно истощены.
Тем временем в Киеве заявили, что у крымчан питьевая вода есть, а возобновления поставок воды из Днепра не будет.
В Крыму большие сложности с опреснением воды
У российских властей в Крыму есть договор с одной из компаний во Владимирской области на строительство в Судаке станции опреснения воды на 20 000 кубометров/сутки. Жителям полуострова на кубометр придется платить 30.00 рублей (12.6 гривен). Такую цену называют «премиальной».
Крымчане говорят, что на севере и востоке Крыма ситуация с водой остается критической. Впрочем, в иных регионах она не лучше. Например, в с. Вишенное (Белогорский р-н) вот уже три месяца отсутствует центральное водоснабжение, и в этом месяце заявили о сокращении лимита привозной воды до 16 л на человека. Люди вынуждены выживать сбором дождевой воды, но после ЧП с выбросом на «Титане» ржавеют корыта.
Абдурешит Джеппаров говорит:
— Тайганское водохранилище — оно одно из крупнейших в Крыму. Соседнее с ним Белогорское, оттуда переливается вода. Раз воды нет даже там, то и в Тайганском не может быть. Водохранилища осушены. В Белогорское впадает река Биюк-Карасу, но оттуда уже ничего не выходит. Мы проезжали вниз по долине и увидели, что реки уже нет. Она питает водой большую часть нашего Белогорского района, дальше это Нижнегорский район, Советский район. Оттуда же переправляли воду до Ленинского района, поэтому, получается, и те районы тоже должны быть обезвожены. Люди просто бедствуют – ну какой смысл жить в селе и не держать коров, скотину? А им самим воды не хватает. Возят воду, кто откуда может. Кислоту из Армянска при этом разносит по другим районам с дождями.
Насколько эффективны опреснительные установки, рассказал Юрий Медовар, являющийся старшим научным сотрудников Института водных проблем РАН:
— Я еще помню, в советское время в Мариуполе давали воду утром и вечером с опреснителя, но она была солоноватая, ее много не выпьешь. Единственная страна, которая реально опресняет до питьевой воды — это Израиль, у них ноу-хау технологии, но они никому этого не говорят. Опреснять воду можно, но нужно колоссальное количество энергии. Где ее брать, когда там действует кабель по дну, энергомост, который может не выдержать дополнительной нагрузки? Там серьезный коллапс, и я на самом деле не знаю, как они собираются выходить из этого положения. Подземные воды эксплуатируются, скважины бурят. Там нужен контроль абсолютный, чтобы воду не разбазаривали. Они ее интенсивно выкачивают, снизу подтягивается соленая, которая все испортит, пить будет нельзя.
По его мнению, российская власть на полуострове должна купить установки из Израиля, предназначенные для опреснения. В противном случае необходимо пропускать воду через акведук по Крымскому мосту:
— Они должны были думать, что Украине перекроет Северо-Крымский канал и что земледелие в Крыму накроется точно. Поливать посевы подземными пресными водами, которые созданы для питья – это преступление. Это золотая вода и золотой урожай, когда один помидор по себестоимости будет, как золотое кольцо. Чтобы вода в Крыму была, нужно с нового года запустить украинскую через канал.
Как с экономической, так и с экологической точки зрения опреснением не решатся проблемы с/х и иных экономических отраслей. Во-первых, затраты будут неимоверными, во-вторых — отходы куда деть? Полуостров станет зоной экологического бедствия.
