Специалисты ММП имени В.В. Чернышева усовершенствовали инновационный комплекс вибродиагностики

Доработка позволит вести индивидуальный контроль технического состояния конкретной силовой установки.

В настоящее время на предприятии проходит финальная стадия испытаний мобильного комплекса вибродиагностики (МКВД) совместной разработки специалистов АО «ММП имени В.В. Чернышева» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию ГК «Ростех») и ООО НПЦ «Вертикаль». За счет доработки программного обеспечения будущий комплекс будет иметь максимально широкий спектр возможностей для диагностирования двигателя.

— При помощи комплекса мы сформируем вибропаспорт объекта, который позволит нам в будущем более подробно оценить состояние двигателя. Замеры будут производиться с заданной периодичностью, после чего показатели будут сравниваться и анализироваться, — комментирует Дмитрий Зюзин, инженер-конструктор ММП имени В.В. Чернышева, один из разработчиков МКВД.

Комплекс широкополосной вибродиагностики представлен в виде компактного оборудования с программным обеспечением и алгоритмами, позволяющими определять место и характер дефекта в двигателе. Широкополосная вибродиагностика даст расширенное представление о техническом состоянии двигателя по спектру вибросигналов в диапазоне от 10 до 15000 Гц. Как только испытания подтвердят свою эффективность в комплекс будут включены и другие возможности по контролю параметров двигателя, таких как температура и давление.

Подобные комплексы ранее использовались только в гражданской авиации, так как ресурс силовых установок пассажирских самолетов в разы больше. Но по мере увеличения ресурса двигателей истребителей возникает потребность применения вибродиагностики и в боевой авиации.

— Диагностика в условиях эксплуатации позволит выявить потенциально неисправный узел и провести его замену без снятия двигателя с эксплуатации и отправки на предприятие. То есть позволит обеспечить максимально длительную эксплуатацию двигателя по техническому состоянию, — отмечает Дмитрий Зюзин.

Подход к ремонту и обслуживанию станет персональным. К моменту поступления двигателя на предприятие специалисты смогут заранее подготовить необходимые запасные части для замены, исходя из показаний, полученных с помощью вибродиагностики.

Комплекс вибродиагностики позволит сократить время, затраченное на обслуживание силовой установки, разгрузить логистику и сэкономить средства на обслуживание за счет ускоренной передачи данных о параметрах двигателя, в том числе, тех установок, которые находятся в эксплуатации у инозаказчиков.

На сегодняшний день вибродиагностический комплекс отрабатывается на двигателе РД-33, предназначенном для истребителей семейства МиГ. Впервые комплекс широкополосной диагностики будет применен на двигателях боевой авиации в 2022 году, по завершению опытных работ. Система предполагает возможность проведения диагностики любой силовой установки истребительной авиации.

Источник