Источник фото: pexels.com
Изменения в квотах на экспорт угля из добывающих регионов могут привести к серьезным последствиям для отрасли. В частности, в 2025 году Кузбассу планируется выделение объема в 55,3 млн тонн. Решение о квотах озвучили на совещании от 30 октября, где участвовал вице-премьер Виталий Савельев. Данный объем распространяется не только на уголь, но и на другие товары. В частности, на высокотехнологичную продукцию приходится примерно 15 млн т. Решения по другим угольным регионам пока выглядят менее определенно, сообщает «Коммерсантъ».
- Что решили по квотам
- Уголь ждет повышение тарифов
Что решили по квотам
Для Новосибирской области квота предложена исключительно для крупнейшего производителя угля, компании «Сибантрацит». В то время как другие регионы, такие как Якутия, Бурятия, Хакасия, Тува и Иркутская обл., продолжают получать квоты по принципу 2024 года, с возможностью доставки угля на восток и в другие регионы.
Читайте по теме: Нефтегазовую и угольную отрасли могут обложить налогом на сверхприбыль
В Новосибирской обл. показатель пока не установлен. Ранее в регионе был предложен объем в 30 млн тонн угля для экспорта, из которых 10 млн тонн должны были направиться на восток, а 20 млн – на северо-запад.
Параллельно с этим, в Кузбассе и других угольных регионах России продолжается обсуждение целесообразности введения квот по принципу распределения на уровне отдельных предприятий. Важно отметить, что Минтранс и ОАО РЖД считают этот принцип более подходящим, чем общие квоты для региона. Это решение обусловлено тем, что на перевозки угля на Дальний Восток в значительной степени влияет не только угольная продукция, но и другие товары с высокой добавленной стоимостью, такие как продукция в контейнерах. Это может создать дополнительную нагрузку на инфраструктуру, что приведет к ограничениям для других отраслей. Проблема нехватки провозной способности остается актуальной, а увеличение объемов перевозок в условиях ограниченных мощностей будет затруднять выполнение всех договоренностей.
Уголь ждет повышение тарифов
В декабре ОАО РЖД планирует повышение тарифов на 13,8%, что серьезно отразится на экономике угольной отрасли. По предварительным оценкам, это может обернуться дополнительными расходами в размере до 180 млрд рублей, что будет значительным ударом для угольных компаний. В отрасли опасаются, что рост тарифов сделает экспорт угля невыгодным для большинства предприятий. Особенно беспокойство вызывает влияние тарифных изменений на рентабельность угольных компаний, где уже сейчас она близка к нулю.
Аналитики отмечают, что при отсутствии значительного роста цен на уголь в 2025 г. экспорт через Дальний Восток вряд ли превысит 85 млн тонн. Учитывая действующие тарифы и растущие издержки, прогнозируется, что общий объем угольного экспорта в останется на уровне около 180 млн тонн. Худалов также обращает внимание на то, что переход к индивидуальным соглашениям с конкретными предприятиями может привести к ухудшению условий для мелких производителей угля, которые будут вынуждены конкурировать с крупными игроками. Это может привести к перераспределению рыночных долей в пользу крупных компаний, что негативно скажется на конкуренции в отрасли.
Неопределенность в подходах к квотированию и пересмотру условий для экспортеров угля также отражает более широкий тренд, связанный с необходимостью балансировки интересов государства, бизнеса и транспортных компаний. Министерство энергетики по-прежнему настаивает на сохранении текущей системы квот для угольных регионов, в то время как Минэкономики выражает обеспокоенность по поводу нецелесообразности поддержания угольной отрасли в ущерб устойчивости ОАО РЖД и развитию несырьевого экспорта.
Ранее на pronedra.ru писали, что уголь под давлением – господдержка может уже не помочь